Вход через Вконтакте (после авторизации обновите страницу)

Рассказ для конкурса чтецов – особенности и сложность исполнения

Рассказ для конкурса чтецов – особенности и сложность исполнения

Рассказ для конкурсов чтецов, это несколько иное произведение, чем просто писанный текст. Оно и понятно: буквенный текст читатель волен воспринимать как ему заблагорассудится. По диагонали, фрагментами, включая воображение «на полную» или сосредоточившись лишь на смысле. Он волен рисовать себе картины происходящего и героев рассказа так или этак, опираясь на собственный опыт и представления. Во многом восприятие рассказа будет зависеть от мастерства автора.

На конкурсе чтецов появляется ещё одно действующее лицо – исполнитель. Он и соавтор (в какой-то мере), и равноправный участник действия, превратившегося из литературного в театральное.



Выбираем тему

Обычно конкурсы чтецов кто-либо проводит. О прошедших стихийно подобных мероприятиях я не слушал. А устроители – школы, городской отдел культуры и образования, литературные общества. Проводят их, как правило, в честь какой-либо даты, годовщины, юбилея. Отсюда и тематика рассказов на конкурс чтецов будет скорее всего заданной.

Однако и здесь есть определённая свобода манёвра. Неисчерпаемым источником творчества для нашего народа служит тема Великой Отечественной войны. Такие конкурсы чаще проводятся, рассказы для них наиболее востребованы. История битвы с фашизмом имеет немало и героических, и трагических страниц. Любая из них может стать темой для рассказа на конкурс чтецов. К тому же, тема эта достаточно полно изучена и материала можно найти много.

Нередки конкурсы, посвящённые русским классикам литературы, особенно в юбилейные даты. Но там и читают как правило авторские рассказы. Возможны конкурсы чтецов о природе родного края, профессиональной направленности для молодёжи, могут появляться и другие темы. И всё же Великая Победа наиболее частый повод для проведения конкурсов чтецов рассказов о войне. На эту тему я и предлагаю ориентироваться прежде всего.



Выбираем объём

Помним, что рассказ на конкурсе чтецов будет в первую очередь звучать. Ясно, что длинный текст утомит слушателей. Ведь это не аудиокнига, которую можно послушать в свободное время, имея возможность в любой момент нажать кнопку «пауза» для передышки или по необходимости. Рассказ для конкурса чтецов должен выплеснуться на слушателя – ярко, эмоционально, без затяжек, но в то же время быть понятным и законченным рассказом, полноценным повествованием. Итак, первый набор необходимых качеств рассказов о войне для конкурса чтецов:

  • Оптимально выбранный объём: не затянутый, но достаточный, чтобы ярко описать событие.

  • В этот объём должна точно уложиться картинка войны, взятая автором, и отразиться во всей своей полноте;

  • Краткость повествования не отменяет предыстории, хотя бы в минимальном объёме, в одном-двух предложениях. Слушатель должен понимать – кто герои и где происходят события;

  • Роль деталей возрастает многократно. Минимизация текста не даёт возможности автору пояснять и растолковывать свои задумки, детали должны быть ёмкими, краткими, бить точно в цель, подчёркивая какую-либо мысль или характер;

  • Такие же требования малый объём рассказа о войне предъявляет и к героям. Они должны быть характерными, узнаваемыми, выполнять исключительно свою функцию. На всё другое, тем более на общие размышления и обобщения, вряд ли хватит места. В то же время, одна обобщающая, но ударная фраза может придать рассказу о войне дополнительную глубину и звучание.



Выбираем проблематику

Здесь познавательная функция литературы тесно переплетается с воспитательной. Понятно, можно написать и о тяготах военного времени, о тяжёлом ратном труде. Ведь жизнь бойца проходит не только в боях. Это и раскисшие осенние дороги, по которым приходится тащить вручную тяжёлую технику, и ночёвки в промёрзших окопах, и ожидание атаки, лёжа по горло в стылой воде. И многое другое. Однако наиболее выигрышным сюжетом всё же представляется подвиг. Противостояние с врагом – сильным, многочисленным, хорошо вооружённым и оснащённым.

Тут несколько аспектов кажутся более предпочтительными:

  • Выполнение приказа ценой собственной жизни;

  • Спасение мирного населения, особенно детей, несмотря на заведомо проигрышное положение (например, в одиночку против многих);

  • Противостояние человека и боевой машины (танка, броневика, самолёта)

  • Внутренний мир и переживания бойца, идущего в атаку (на пулемёты, под ураганным огнём противника)

Последняя позиция мне кажется наиболее сложной в исполнении, здесь понадобится немалое мастерство и высокий эмоциональный накал. При том, трудно и написать такой текст, трудно и его исполнить. Ведь у нас рассказ о войне для конкурса чтецов, и чтец должен обладать немалым актёрским дарованием для выполнения своей задачи.

В то же время, правильно выбранный эпизод войны, полный трагизма и героики, сам по себе захватит внимание слушателей, облегчая работу чтеца.

Именно в правильно выбранном сочетании содержания и эмоционального наполнения будет заключаться будущий успех вашего рассказа для конкурса чтецов.



Прочие вводные

Есть ещё ряд факторов, которые стоит учитывать при работе над рассказом о войне для конкурса чтецов.

  1. Аудитория. Что за конкурс, где проводится, для кого? В школе, понятно, слушать рассказ будут дети и их родители. Тогда – младшие классы или старшие? Или конкурс проходит в дворце культуры для смешанной аудитории всех возрастов? А может, читать рассказ будут ветеранам войны – ведь это совсем иное дело!

  2. В рассказе для детей на конкурсе чтецов будут неуместны натуралистические сцены с обилием смертей, трупов и прочих ужасов войны. Дети будут подавлены, их родители возмущены. Акцент стоит сделать на героизме и стойкости наших солдат, защитников Отечества. Для старшеклассников требования мягче, они, скорее всего, поймут и ужас бомбёжки, и страх новобранца, идущего в атаку на смерть.

  3. Хорошо бы автору заранее знать хоть что-то о чтеце, его возможностях, сильных и слабых сторонах. Это не всегда возможно, но послушать исполнение рассказа для конкурса чтецов конкретным человеком, пусть в первом варианте, но с возможностью внести потом коррективы, очень желательно. Не берём профессионалов, чаще конкурсы чтецов рассказов о войне проводят как раз школы. Чтец тоже будет школьником. А он участвовал раньше в самодеятельности? Может, посещал театральную студию или школу искусств? Тогда есть надежда, что исполнитель более точно передаст ваши эмоциональные и интонационные закладки, сыграет голосом, тембром, мимикой, жестом. Всё это можно учесть при написании рассказа.



О самом рассказе на конкурс

Итак, мы выяснили все возможные условия конкурса, определились с темой и приступили к написанию. Мне представляется более выигрышной следующая схема. Условно делим текст на две части. Первая будет включать краткую предысторию, знакомить читателя (слушателя) с героем (или героями), то есть, нести информативную функцию. Однако:

Очень важно с самого начала рассказа для конкурса чтецов вызвать к персонажам максимальную симпатию. Это эмоциональная составляющая очень важна – ещё ничего не произошло, но слушатель уже «болеет» за героя рассказа.

Вторая часть – погрузить персонажей в экстремальную ситуацию. Будь то выбор между долгом с одной стороны, и жизнью и смертью с другой, или самопожертвование, или спасение товарищей. Либо что-то ещё. Но:

Чем труднее будет герою выполнить задачу, чем трагичнее будет ситуация, тем больший отклик получит его поступок в аудитории. Тем лучше прозвучит рассказ.

Наконец, хорошо бы найти для рассказа о войне на конкурс чтецов какую-нибудь фишку. Свою, оригинальную, не затасканную. Особенно если рассказ готовится на конкурс чтецов для детей. Тут можно внести сюжетный элемент, который доведёт слушателей до слёз. Написать рассказ до слёз на конкурс чтецов, на мой взгляд, высшее признание вашего мастерства. И успех такому рассказу обеспечен.

Одной из таких фишек может быть, как я считаю, судьба животных на войне. К гибели людей в бою – даже совсем молодых ребят – мы относимся как к жестокой и суровой, но необходимости. Неизбежности тяжёлой, но осознанной. Животных же посылает на смерть человек, у них нет выбора, они отдают свои жизни, спасая наши. И это совсем другое дело.

Недавно ко мне обратилась дочь (она учится в десятом классе) с просьбой написать рассказ о войне для конкурса чтецов. Я перебирал сюжеты, остановился было на противостоянии бойца с гранатой и танка, но потом вспомнил об использовании в начале войны собак-истребителей танков. Существовала даже школа служебного собаководства в Ново-Гиреево (тогда ещё не район Москвы, а посёлок) для дрессуры таких вот животных. Собак обучали не бояться танков, подбираться к ним и нырять под днище (там самая тонкая броня). На спине пса крепился заряд взрывчатки. Срабатывал детонатор и вражеский танк уничтожался. Конечно, собачка при этом тоже гибла.

Писал по приведённой выше схеме. В первой части повествования расписал дружбу человека и собаки, показал, как сражались они бок о бок, как уважали пса в отряде. Постарался добиться того, чтобы человек перестал относится к собаке как к животному, увидел в нём равного, боевого товарища. Но потом – приказ. Приказы на войне не обсуждают, приказы выполняют. И человеку приходится отправлять друга на верную смерть.

Получился натуральный рассказ до слёз на конкурс чтецов. Довёл до слёз и дочь, и учителей. Говорят и кое-кто из слушателей в зале на конкурсе всплакнул. Дочь заняла первое место. Если к вам обратятся с просьбой написать рассказ о войне для конкурса чтецов, если вы захотите написать рассказ до слёз, попробуйте придумать что-либо подобное. Ведь судьбы наших младших четвероногих братьев на войне были порой не менее трагичны, чем людские.

Читайте другие литературные статьи автора:
Итак, вы начинающий писатель, или же решились написать свой первый текст и выбираете: что это будет?...

 

Обсудите эту информацию с друзьями:


19:38
124
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...