Вход через Вконтакте (после авторизации обновите страницу)

Конкурсы фантастических рассказов: где уютнее, а где бодрее

Конкурсы фантастических рассказов: где уютнее, а где бодрее

Конкурсы фантастических рассказов – зачем они вообще нужны? Кто на них приходит и с какой целью? Можно ведь просто разместить свой текст на каком-либо литературном ресурсе, благо их много. Дождаться отзывов коллег, поспорить и подискутировать, порадоваться хвалебным... Правда, можно и не дождаться, особенно хвалебных. Можно вообще нарваться на глухое молчание, что особенно обидно.

В статье "Литературные конкурсы: давайте начнём с рассказов"  я расписал преимущества конкурса рассказов, там незамеченным не уйдёт никто! И так уж повелось в последнее время, что наиболее популярным жанром становится именно фантастика (во всех своих проявлениях: и хоррор, и мистика, и фэнтези, особенно фэнтези). Потому и речь пойдёт о любителях конкурсов фантастических рассказов. И конкурсы эти собирают разных людей, и возможно, где-то среди них ваше место?

 

От ярмарки до читального зала, от ринга до стадиона

Поучаствовав в таких и сяких конкурсах фантастических рассказов, я условно разделили для себя участников на несколько групп.

  • Первая и самая многочисленная, это та, о которой я уже упоминал: начинающие авторы, пришедшие на конкурс фантастических рассказов попробовать свои силы, себя показать и других посмотреть. Они мечтают завоевать место повыше, получить свою долю признания, но при этом испытывают страх неудачи и неуверенность в правильности своего решения: выставить текст на всеобщее обозрение. Да, тут действительно нужна определённая смелость.
  • Однако на конкурсах рассказов всегда в достатке найдутся люди, которым нравится сам процесс, общение. Они не слишком заморачиваются на качестве работ, их цель обсудить всё, что только разрешено обсуждать на данном форуме. Блеснуть собственной эрудицией, пободаться с любым участником и переспорить всех попавшихся на пути оппонентов.
  • От подобных профессиональных спорщиков следует отличать «профессиональных» критиков (не путать с критиками профессионалами, чаще литературоведами, это другая категория, но конкурсами любителей они обычно не интересуются) и троллей. Если общение со спорщиком может оказаться даже интересным и полезным (хотя не всегда, порой пустым и утомительным), то критики специализируются в основном на разгромных отзывах. Они с большим удовольствием препарируют тексты, выискивают «блох», как на конкурсном жаргоне называются случайные ошибки, опечатки и описки, выставляют оные по пунктам с цитатами из первоисточника. Да ещё логические неувязки (коли таковые найдутся), да ещё можно пройтись по персонажам, композиции и прочее, и прочее. Читать всё это не слишком приятно, но в них может быть заключено рациональное зерно.
  • Тролли (или флеймеры, как раньше ещё называли), это даже не критики, а критиканы. Как правило, сами они не способны писать стоящие фантастические рассказы и находят особое удовольствие в поругании чужих текстов. Их цель вывести пользователя из себя, разжечь на форуме скандал и свару. Раньше модераторы по-разному относились к троллям, сейчас политика в их отношении ужесточается вплоть до разного рода штрафных санкций.
  • Наконец, приходят на конкурсы и опытные, подкованные участники. Они рассчитывают на призовые места, «плюшки», обещанные устроителями конкурса, частенько выставляют интересные фантастические рассказы. Отзывы чаще пишут по делу, указывая слабые и сильные стороны текстов. На многих конкурсах фантастических рассказов есть даже такая номинация – «лучший критик», которого, как правило, выбирают сами участники через самосуд. Звание достаточно почётное, к мнению таких литераторов прислушиваются. Позже они могут оказаться в жюри какого-нибудь очередного конкурса фантастических рассказов.

В зависимости от преобладания той или иной группы пользователей будут различаться и конкурсы фантастических рассказов. Но можно заметить и единые для всех площадок черты. Так на любой из них есть «ядро»: они давно зарегистрировались, регулярно участвуют в конкурсах, пишут большое количество постов в разных темах. Как правило под ником и аватаром прописана этакая табель о рангах с перечислением заслуг и рейтингом пользователя. Всегда можно посмотреть, с кем имеешь дело.

Такие старожилы частенько задают тон всему сообществу – более благожелательный или нетерпимый, насмешливый, вдумчивый, порой даже язвительный. В целом: более конструктивный или деструктивный. С этим приходится считаться, и быть может, имеет смысл обращать внимание на атмосферу, царящую на форуме, при выборе конкурса фантастического рассказа для участия.

Стоит запомнить: если вы впервые приходите на конкурс со своим рассказом, будьте готовы к критике. От «ядра», от троллей, от «профессиональных» критиков. Вы – новичок, вас пока не знают, а первые тексты, как правило, грешат характерными ошибками, допущенными по незнанию. Более опытные писатели их сразу замечают и не пропускают. Вряд ли вас сразу начнут хвалить, это случается крайне редко, а вот разругать в пух могут легко. Держитесь, все так начинали!

 

Кто рвёт грелку?

Для начала возьмём для сравнения два таких непохожих, на мой взгляд, почти противоположных конкурса фантастического рассказа, как «Рваная грелка» и «Креатив». Но всё по порядку.

Рваная Грелка – конкурс, который позиционирует себя как приятное времяпрепровождение для писателей-фантастов и любителей фантастики. То есть, совершенно некоммерческий. Никаких «плюшек», призов и прочего здесь не предполагается. Ничего, кроме морального удовлетворения и повышения самооценки. Никаких жюри тоже не бывает, работы оценивают конкурсанты и определяют победителя.

Первая Грелка состоялась весной 2001 года и родилась (уж и не знаю, байка это или быль) из шуточного пари молодых, талантливых и тогда уже достаточно известных писателей-фантастов (для примера, одним из них был Сергей Лукьяненко). Пари звучало примерно так: а не слабло ли вам, ребята, написать фантастический рассказ за одни сутки? И первоначально конкурс хотели назвать «24 часа». Потом популярность его стала расти, а заодно и немного смягчились условия – на написание рассказа стали давать двое суток, а название поменяли на «48 часов».

Сейчас «Рваная грелка» начинается в 15:00 по МСК в пятницу, а дедлайн (окончание приёма рассказов) назначен на 23:59 понедельника, что связано с разными часовыми поясами нашей необъятной родины. Тема объявляется независимым арбитром, которого часто выбирают среди именитых писателей и литературных деятелей (в этой роли побывали в разное время Б. Стругацкий, Нил Гейман, Сапковский, Шекли, Перумов, Лукьяненко и многие другие). С момента объявления темы начинается отсчёт времени.

Голосование проводят в один или два тура, в условиях полной анонимности. Каждый участник должен выбрать и расставить по рейтингу 6 фантастических рассказов (независимо от того, сколько всего текстов участвует). За 1-е место даётся 10 баллов, за 6-е – 1 балл. Потом считают сумму. Более подробно правила участия можно посмотреть на примере 18-й Грелки .

На первых порах в конкурсе участвовали известные фантасты. Достаточно посмотреть имена победителей первых Грелок. Это и Ю.Бурносов, и Л.Каганов, и С.Лукьяненко (дважды). Постепенно состав конкурсантов стал самым разнообразным, но по сей день ходят слухи, что на Грелку под разными никами приходят «размяться» мэтры фантастического рассказа, и очень многие мечтают потягаться с ними силами. Быть может, надежда эта подогревает неугасимый интерес к конкурсу. Других влечёт азарт и скоротечность действа, престижность, заданная когда-то мастерами жанра. Так или иначе, конкурс фантастического рассказа «Рваная грелка» очень популярен и собирает по триста и более участников.

Своеобразие конкурса заключается в следующем. Известна формула для написания «грелочного» рассказа:

Первые пять-шесть сюжетов, пришедших на ум по заданной теме — отбрасывай. На эти тему будут писать десятки (если не сотни) участников. И только с седьмой начинай серьёзно задумываться и крутить будущий текст.

Понятно, что какой-то художественной ценности в этих условиях ждать от рассказа не приходится, совершенства стиля тоже (слишком мало времени), поэтому упор обычно делается на необычность фантдопа и сюжета. Чем больше рассказ вызывает «взрыв мозга», тем лучше. Чем сильнее ты удивишь, – а то и шокируешь – читателя, тем выше вероятность победить. Ярмарка идей и бойцовский ринг для участников. Отзывы здесь встречаются очень нелицеприятные. Вот пример эмоций одного из участников последней Грелки.

«Мой рассказ так никогда еще не подбрасывали в воздух - как мячик - ловили, перебрасывали друг другу, пинали о стенку гаража, в лужу, сквозь собачью площадку, по траве, и опять подбрасывали. Было удивительно. Если бы это была моя первая грелка, я бы, наверное, с ума сходила от волнения, шепотом спорила со злопыхателями, пыталась угадать анонимов и каждый день выпивала по полбутылки вина».

Так что, любители острых литературных ощущений, вам стоит сюда заглянуть!

 

Пишем с чувством, с толком, с расстановкой

Другой конкурс фантастических рассказов – Литературный конкурс-семинар Креатив. В само название вложен смысл: не просто пишем и выставляем свои творения, но и учимся одновременно, проводим работу над ошибками. Помогаем друг другу.

Литкреатив существует как форум журнала «Мир фантастики», гиганта журнальной продукции, ориентированной на фантастику. База солидная, что и говорить. Но и сам ресурс обладает немалой мощностью, включает различные темы, такие, к примеру, как Большой и Малый Креативы (собственно конкурсные площадки), Межавторские проекты, Блиц, страничку знакомств, беседку (она же флудилка для разговоров оффтоп) и другие.

Нас сейчас больше интересует Большой Креатив: регулярно проводимые конкурсы фантастических рассказов. Здесь, как и на многих других сайтах, есть техническая поддержка, выкладываются темы предстоящих конкурсов и требования к текстам, темы для обсуждения. И конечно, будут представлены сами фантастические рассказы. Анонимность по желанию, что открывает широкие возможности для обсуждения текстов, можно отвечать рецензентам, отстаивая свою точку зрения, защищать свой рассказ.

Конкурсы собирают обычно порядка 100-200 участников, так что конкуренция может быть весьма высока. Проводятся два-три самосудных тура, лучших ожидает суд жюри, назначенного организаторами. Креатив сотрудничает с журналами «Миром фантастики», «Наука и жизнь», часто с альманахом «Астра Нова», электронными журналами. Плюшки – публикации лучших рассказов в литприложении к «МирФ» и других сотрудничающих изданиях.

Основные отличия от других ресурсов:

  • наличие раздела «Круговая порука», где ещё до голосования авторы могут объединиться в небольшие группы и обменяться отзывами о своих текстах, посоветовать что-то друг другу, указать на просчёты. На других ресурсах я подобного не встречал.
  • Разрешена редакция собственного рассказа вплоть до начала голосования. Вам посоветовали что-либо дельное, вы исправили в тексте.
  • Тема разделена на три номинации. В первых двух обыгрывается собственно тема, третья называется «фон», где оценивается общее качество исполнения рассказа – сюжет, герои, стилистика и так далее без какой-либо привязки к первым двум номинациям (но соответствие одной из них всё же должно просматриваться). Вот такая свобода манёвра.
  • Между турами голосования также возможна редакция собственного текста, если вы прошли в следующий тур.

В общем, условия весьма благоприятные. Нет спешки, есть поддержка коллег, механизмы взаимодействия на сайте отрегулированы. Отношение достаточно благожелательное, свары возникают редко, а спорщики соблюдают рамки приличий. Но критика, конечно, будет. Восприятие участников настроено в первую очередь на поиск огрех и недочётов. И это правильно. Положительные отзывы читать, конечно, приятно, но они не конструктивны. В то же время, самый разгромный, обидный, неприятный отзыв может нести рациональное зерно и помогает взглянуть на собственный текст другим взглядом.

Критика на конкурсе рассказов – горькое, но необходимое лекарство. Нужно просто научиться правильно к ней относиться, брать полезное и отбрасывать откровенную вкусовщину и досужие рассуждения.

Таким образом, есть из чего выбирать коли, вы собрались поучаствовать в конкурсе фантастических рассказов. Узнайте тему, подумайте, интересна ли она для вас? Оцените сроки и объём текста (это всегда задаётся в условиях). Можно посмотреть в архивах, как протекал предыдущий конкурс рассказов на данном ресурсе, почитать рассказы финалистов и отзывы на них. Так вы оцените общий климат конкурса. И пробуйте, пробуйте! Дорогу осилит идущий.

В следующих статьях я постараюсь коротко обрисовать и другие конкурсы фантастических рассказов. Их много, было бы желание писать и ещё чуть-чуть решительности!

 

Обсудите эту информацию с друзьями:


20:12
2576
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...